Вашей компании или заведения еще нет в каталоге event27.ru? А наши посетители ищут именно Вас!   Добавить компанию в каталог event27.ru →

"Как ясное небо, он чист…"

6 мая — 30 сент. 2016, с 10 : 00 до 18 : 00 Уже прошло
Место проведения

Расскажите друзьям

Китайский фарфор XIX – начала XXI века из собрания Дальневосточного художественного музея
6 мая 2016 года в Дальневосточном художественном музее вновь открывается выставка китайского фарфора из собственного собрания. На этот раз экспонатами стали вазы, блюда, а также предметы для чайной церемонии.

Первые поступления китайских фарфоровых изделий конца XIX – начала XX века были связаны с передачей в 1931 году открывающемуся Дальневосточному художественному музею произведений прикладного искусства из Государственного музея фарфора и Государственного музея керамики.

Последним на сегодняшний день крупным приобретением стала закупка в 2003 году более пятидесяти ваз, созданных в 1998–2002 годах в мастерских Цзиндэчжэня – мировой столицы керамики и фарфора. История фарфора неразрывно связана с этим городом из провинции Цзянси. Именно в Цзиндэчжэне насчитывающее не одно столетие китайское керамическое производство в V–VII веках ступило в новую эпоху. Новый его этап был связан с изобретением фарфора, материала, отличающегося уникальными свойствами:
Как ясное небо, он чист,
Невесом, как бумажный лист.
Прекрасен, как горный нефрит,
Как горное эхо звенит... – писал в VIII веке о фарфоре великий китайский поэт Ли Бо.

Открытие при династии Юань (1279–1368) кобальтовой росписи стало решающим событием в фарфоровом производстве: контраст глубокого синего цвета кобальтовой краски и молочной белизны фарфора стал излюбленным художественным приемом китайских мастеров.

Для создания фарфоровых изделий также использовались веками выработанные формы, глазури, декор керамических ваз. Среди таких «переработок» видное место занимают селадоны – сосуды, покрытые бледно-зеленой глазурью, прообразом которой стал священный для китайцев камень нефрит. Благодаря многообразию оттенков селадоновые изделия получали различные образные названия: «бобовые побеги», «зеленые блики», «цвет неба в сырую погоду сквозь облака» и даже «пьяная красавица».

Современные мастера комбинируют формы и технологии разных эпох и стилей. Изысканно-строгий силуэт фарфоровой посуды цинбай династии Сун (1127–1279) повторен в предметах для чайной церемонии, выполненных на рубеже XX–XXI веков в технике кракле, то есть покрытых сетью искусственно созданных трещинок, придающих изделиям эффект старения.

Представленная на выставке чайная посуда открывает посетителю особый мир китайской чайной церемонии гунфу ча, целью которой является достижение всеми пятью чувствами человека наивысшего наслаждения.

Фарфор, «хрупкое совершенство», очевидно, самое прекрасное из великих изобретений Китая. Во всем разнообразии форм, приемов, сюжетов, назначений фарфоровых изделий прослеживаются не только богатая история самого материала, но история жизни и культуры великой страны, глубокая мудрость Востока, заключающаяся в органичном пребывании человека в мире Природы.


Еще ближайшие